О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/тихий океан/статьи/кровавый вторник - 2 ноября 1943 года

Неизвестные страницы второй мировой войны.
Кровавый вторник - 2 ноября 1943 года

1 2 3 4

Стоило «В-25»-м первой волны появиться над каналом Cент-Джордж, между Рабаулом и Островом Герцога Йоркского в сопровождении «Лайтнингов» 9-й эскадрильи, как японские дозорные эсминцы «Сигуре» и «Сирацуо», стоявшие на рейде приветствовали непрошенных гостей ураганным огнём зенитной артиллерии. А когда в наушниках Джонсона прозвучал истерический выкрик: «Бандиты на 10 часов!», командир группы эскорта понял, что внезапное нападение провалилось с треском.
Истребители 9-й эскадрильи первыми вступили в бой над Симпсон-Харбором. Джонсон со своими пилотами набирал высоту, готовясь защищать «B-25»-е, в то время как 39-я эскадрилья капитана Р. Биллза снизилась, чтобы нанести штурмовой удар по позициям зенитной артиллерии. К счастью, ответный огонь был слабым, и ни один самолёт не получил серьезных повреждений. При выходе из атаки над городом Рабаул эскадрилью внезапно атаковал одиночный «Зеро». В следующий миг, американские пилоты увидели огненный факел, в который превратился «Лайтнинг» 2-го лейтенанта Ф. Лава. Самолёт упал где-то на окраине города. В последствии никто так и не смог с точностью сказать, был ли он сбит этим «Зеро» или огнём зенитной артиллерии.
Всё больше и больше японских истребителей вступало в схватку. 2-й лейтенант Cи. Джи. Плэнк (C. G. Plank) сошёлся с одним из них в лобовой атаке и успел всадить в японца длинную очередь. Смертельно поврежденный «Зеро» пошёл на таран. При столкновении у «Лайтнинга» сорвало левый пропеллер, и половину хвостового оперения. Плэнк сумел удержать свой самолет от немедленного падения и выровнять изуродованный «Лайтнинг», но о возвращении обратно не могло быть и речи. Плэнк совершил вынужденную посадку на воду в глубине вражеской территории, неподалёку от мыса Газель. Каким-то чудом ему удалось доплыть до берега, где обессилевший пилот и был найден дружественными туземцами. Местные жители, ненавидевшие японцев, в течение двух месяцев скрывали лётчика, пока Плэнк наконец не был вывезен американской подводной лодкой.

ЯРОСТНАЯ «СОБАЧЬЯ СВАЛКА»

На 80-ую истребительная эскадрилью, которую вёл майор Эдвард «Порки» Крэгг, набросился целый рой японских истребителей. В последствие некоторые лётчики утверждали, что в схватке принимало участие примерно 60 «Зеро», но большинство единодушно склонялось к мнению, что японцев было никак не меньше сотни. 39-я истребительная эскадрилья бросилась им на выручку, словно легендарная 5-я кавалерийская дивизия, и над Рабаулом разгорелась ожесточённая схватка.
Пилоту 80-й эскадрильи, 2-му лейтенанту Джей Кэй Стэнферу, показалось, что весь мир вокруг состоял из одних только вражеских истребителей. «Они были всюду» - рассказывал он, вспоминая этот бой. И когда один из «Зеро», с его красными «фрикадельками» опознавательных знаков на фюзеляже устремился на него в лобовую атаку, реакция Стэнфера была классической: «Господи! Что я здесь делаю? Мне же предлагали стать инструктором и служить в транспортной авиации!!!» Он был настолько потрясён агрессивностью японского пилота, что едва не столкнулся с атакующим его «Зеро». Противники вели друг по другу огонь до самой последней секунды, и Стэнфер внезапно понял, что японец не отвернёт. На отчаянном вираже «Лайтнинг» каким-то чудом избежал катастрофы. В этот момент, старшина Кавато находился на высоте 6 тысяч 500 футов . Он стремился присоединиться к схватке, но сначала искал возможность применить две фосфорные бомбы класса «воздух-воздух», подвешенные под крыльями его «Зеро». Подобное оружие японцы использовали впервые. Бомбы предполагалось сбрасывать на соединения вражеских бомбардировщиков. При взрыве, в радиусе 20-ти метров должен был образоваться ливень зажигающих осколков. По идее, взрыватели должны были срабатывать на высоте пятиста метров. Вместо этого, к величайшей досаде Кавато, обе бомбы благополучно взорвались в воде, не причинив ни малейших повреждений группе американских бомбардировщиков на которую он нацеливался. Теперь, освободившись от груза, он спикировал на группу американских истребителей, которые пытались помешать «Зеро» добраться до бомбардировщиков. Набрав дополнительную скорость во время пикирования, Кавато сел на хвост одному из них. Длинная очередь, и вспыхнувший «Лайтнинг» камнем рухнул в воды гавани. Почти израсходовав боеприпасы, японский лётчик повернул на базу, но его перехватил ещё один «Лайтнинг». В попытке оторваться от противника, Кавато пикировал с 13-ти тысяч футов практически до самой поверхности моря. Его преследователь упорно висел на хвосте, более того, к нему присоединился ещё один «P-38». Американская очередь сорвала моторный капот, изрядно досталось и двигателю. Кавато уже прощался с жизнью, когда главстаршина Фукумото в свою очередь атаковал его преследователей, и в самый последний момент отогнал наседающего врага. Искалеченный «Зеро» с трудом дотянул до аэродрома Тоберы , где Кавато едва избежал катастрофы во время аварийной посадки.


«Лайтнинг P 38 H », серийный номер 42-66835, идентификационный порядковый код «А», 8-я истребительная авиагруппа, 80-я истребительная эскадрилья ВВС США, пилот – командир эскадрильи – майор Эдвард «Порки» Крэгг; 2-ое ноября 1943 года. Майор Крэгг погиб 26-го декабря 1943 года во время воздушного боя над мысом Клосетер, одержав свою последнюю пятнадцатую воздушную победу.

АТАКА ШТУРМОВИКОВ

Наступила очередь «В-25»-х. Снижаясь в направлении холмов окружающих Рабаул, восьмёрка самолетов 498-й эскадрильи выровнялась в ста тридцати футах над городом и, сбросив на головы вражеских зенитчиков первую порцию «пара-фрагов», прошла над гаванью, обрушив на причалы и портовые сооружения огонь своих крупнокалиберных пулемётов. В последний момент перед бомбометанием, командир 498-ой бомбардировочной эскадрильи майор Си. Колхэрп (C. Colharp ) заметил четырёхмоторную летающую лодку « Ka ваниси H8K «Эмили» стоящую на якоре в гавани. Он не колеблясь, отбомбился по ней. Ещё через несколько секунд японские истребители атаковали бомбардировщики, но те уже успели перестроиться в оборонительный порядок и теперь прикрывали друг-друга огнём своих тяжёлых пулемётов. Восемь долгих минут японцы терзали «B–25»-е, но они сумели избежать потерь и серьезных повреждений, а стрелки утверждали, что сбили четыре «Зеро» и «Хэмп».
Следом за 498-ой в бой вступила 501-я бомбардировочная эскадрилья, в задачу которой входила нейтрализация батарей зенитной артиллерии вокруг Сульфур Крик и авиабазы Лакунаи. Американские бомбардировщики были встречены стеной огня с земли, а в небе было тесно от японских истребителей готовых отрезать им путь к отступлению. «Хэлзапоппин», 2-го лейтенанта О. Мура (О. Moore ), получил прямое попадание. Один двигатель его загорелся. У самолёта капитана Х. Л. Кнолла осколки зенитных снарядов изрешетили правый руль поворота. Кабина была пробита во множестве мест, но каким-то чудом ни один из членов экипажа не был убит или ранен. Похожие повреждения получил и «B-25» капитана У. Джей. МакГоуэна ( W . J . McGowan ), но все три самолета продолжали атаку.


Атакует 498-я бомбардировочная эскадрилья. В кадр попал самолёт командира эскадрильи, майора Колхэрпа в момент бомбардировки летающей лодки «Каваниси Н8К Эмили», стоящей на якоре в акватории порта Симпсон Харбор. На фотографии отчётливо видны разрывы зенитных снарядов и облако горящего фосфора, образовавшееся после взрыва новой японской авиабомбы, предназначенной для сброса на формации вражеских бомбардировщиков. 2-го ноября 1943 года пилоты союзников впервые познакомились с этим оружием, оказавшимся по счастью малоэффективным.

501-я эскадрилья завершила бомбардировку в районе гавани. Из кабины своего «Лайтнинга», 1-й лейтенант Мэрион Ф. Кирби видел, как два эсминца открыли огонь по воде перед низко летящими бомбардировщиками, в надежде, что какой-нибудь из них натолкнется на столбы воды поднятые взрывами. Однако, основные неприятности ожидали эскадрилью впереди. Не меньше пятидесяти «Зеро» мёртвой хваткой вцепились в уходящие бомбардировщики. Сплотившись вокруг пылающего самолёта Мура, эскадрилья яростно огрызалась огнём. В общей сложности стрелки сбили восемь японских истребителей, но сожалению, попытка защитить Мура не удалась. Через несколько минут его самолёт начал отставать, и окончательно вышел из боевых порядков эскадрильи, когда она изменила курс, чтобы обстрелять японскую взлетную полосу в Рапопо. Мур сумел посадить свой горящий «В-25» на воду неподалёку от берега, но из всего экипажа в живых остались только три человека. Позже стало известно, что они попали в плен и были казнены японцами несколько месяцев спустя.
Затем наступила очередь 500-й бомбардировочной эскадрильи. Её командир, капитан М. Х. Мортенсен, мужественно повёл своих лётчиков в атаку сквозь сплошную стену заградительного огня. «В-25» его ведомого – 2-го лейтенанта А. Р. Красникаса почти сразу же получил прямое попадание зенитного снаряда в бомбовой отсек. Один из двигателей заклинило. Красникас сумел удержать самолёт лишь потому, что успел сбросить бомбы и дал максимальный газ на исправный двигатель. Одной-двумя секундами позже, самолет Мортенсена в свою очередь настигли осколки разрывающихся снарядов, от попадания которых детонировала одна из подвешенных в бомболюке фосфорных бомб. Красникас держался слишком близко позади Мортенсена, и это оказалось для него фатальным. Ему не удалось уклониться от облака горящего фосфора, извергавшегося из бомболюка командирской машины. Самолет ведомого превратился в гигантскую комету, окончившую свой полёт в кокосовых рощах к западу от Рабаула. В живых не осталось никого.


« B -25», серийный номер 41-30094, «Хэллзапопин», 501-я бомбардировочная эскадрилья США. Пилот – второй лейтенант О. Мур. Самолёт был подбит во время налёта на Рабаул 2-го ноября 1943 года и совершил посадку на воду в районе Рапопо. Выжившие члены экипажа были казнены японцами.

Мортенсену ситуация казалась безнадежной. Густое облако белого дыма заполнило кабину. Оттуда дым просачивался во внутреннюю конструкцию крыльев, откуда выходил наружу, струясь из-под капотов двигателей. Полностью уверенный в том, что оба двигателя горят, Мортенсен уменьшил тягу, отстал от основной группы и тут же оказался под ударом японских истребителей. Отбив атаку, и восстановив некоторое самообладание, лётчики поняли, что повреждения не были столь серьезными, как показалось им сначала. Мортенсен лёг на обратный курс, и со снижением потянул прочь, растягивая за самолётом длинный шлейф белого дыма. Японцы, вероятно решив, что бомбардировщик падает, переключились на другие цели, благо в небе их было предостаточно. В конечном итоге экипаж Мортенсена добрался до своего аэродрома.


«Лайтнинг Р38Н» 431 истребительная эскадрилья 475-й истребительной авиагруппы ВВС США. Пилот-1-й лейтенант Мэрион Ф. Кирби, авиабаза Дободура, Новая Гвинея 2-е ноября 1943 года.




«Митчелл В-25 D -1» серийный номер 41-30026 « Near Miss » (Мисс Близость) из состава 498-й бомбардировочной эскадрильи 345-й бомбардировочной авиагруппы ВВС США. Пилот – 1-й лейтенант Рой C . Тарк. Авиабаза Порт Морсби Новая Гвинея, октябрь 1943 года. Самолёт участвовал в налёте на Рабаул 2 ноября 1943 года в составе первой волны.


«Митчелл В-25 D -1» серийный номер 41-30019 « Hells Belles » (Красотка из преисподней) из состава 499-й бомбардировочной эскадрильи 345-й бомбардировочной авиагруппы ВВС США. Пилот – 1-й лейтенант Кеннет Д. МакКлайр. Авиабаза Порт Морсби Новая Гвинея, 2-е ноября 1943 года. Самолёт участвовал в атаке зенитных батарей Рабаула в составе первой волны. Эмблема «Инь-Янь» наносилась на диски колёс носового и основного шасси.

В то время как 500-я эскадрилья выходила из-под сосредоточенного огня зениток, над Рабаулом появилась 499-я бомбардировочная эскадрилья капитана Г. У. Тэйлора. Лётчики Тэйлора должны были забросать фосфорными бомбами батареи зенитной артиллерии в Сульфур Крик, сопровождая свой удар пулемётным огнём. В самом начале атаки одна из пулемётных гильз пятидесятого калибра ударилась о взрыватель бомбы, едва успевшей отделиться от самолёта лейтенанта В. Хом. Парка. Бомба, взорвалась прямо под брюхом «B-25», но, к счастью для Парка, основной начинкой «Пара-Демо» был всё-таки фосфор, а не взрывчатка. Хотя внутренности бомбардировщика заполнял удушливый дым, а экипаж буквально парализовало от пережитого потрясения, повреждения оказались незначительными. Самолёт Парка вернулся назад. На выходе из атаки одно из звеньев 500-й эскадрильи неожиданно оказалось прямо над базой гидроавиации в Матапи. Воспользовавшись случаем, лётчики на проходе успели расстрелять из пулемётов по крайней мере четыре из пятнадцати поплавковых истребителей «Руфь», пришвартованных на воде.
Японским истребителям удалось нарушить строй 432-й истребительной эскадрильи, прикрывавшей бомбардировщики. Бой превратился в серию индивидуальных поединков, во время которых японские и американские самолёты беспорядочно носились по всем направлениям. 1-й лейтенант Л. Мэйо спикировал на одного из японцев, которого он опознал как «Тони» и всадил в него длинную очередь с предельно короткой дистанции, за что немедленно и поплатился. Отлилось обоим поровну: «Тони» взорвался в воздухе, а его обломки настолько повредили крыло «P-38», что машина Мэйо тут же потеряла управление. Оба его ведомых едва успели заметить раскрывшийся парашют, как их вновь затянуло в смертельную круговерть воздушного боя.
На 2-го лейтенанта Х. А. Хедрика ( H . A . Hedrick ), прикрывавшего «Митчеллы» сверху, навалились сразу две пары «К i -43», и американцу стало уже не до защиты бомбардировщиков. Огнём своих крупнокалиберных пулемётов атакующие разнесли буквально на куски один из двигателей его машины. В этот момент один из японских пилотов совершил роковую ошибку, проскочив вперёд на выходе из атаки и оказавшись прямо перед носом «Лайтнинга». Хедрик моментально довернул и первой же очередью поджёг вражеский истребитель. Ошарашенные японцы сразу оставили в покое подбитый «Р-38», и больше не пытались его атаковать.


«Лайтнинг Р38 F 5 «Летучий голландец», серийный номер 42-12645, бортовой номер 36, 39-я истребительная эскадрилья, пилот – 1-й лейтенант Эдвард У. Рэндэлл.


«Лайтнинг Р38 F « Condon ' s cans », серийный номер неизвестен, бортовой номер 147, 475-я истребительная авиагруппа, 432–я истребительная эскадрилья ВВС США, пилот – капитан Генри Л. Кондон.

1 2 3 4
Неизвестные страницы Второй мировой:
Кровавый вторник - 2 ноября 1943 года.