|
./тематики/африка/статьи/окраска и камуфляжи британской техники. северная африка 1939-1945 г.
Окраска и Камуфляжи Британской Техники.
Северная Африка 1939-1945 г..
Кеннет М. Джонс.
1 2 3 4 5
Маркировки британской армии в Северной Африке сами по себе являются обширной темой для изучения. В этой книге мы в действительности только поверхностно коснулись этого вопроса, и постарались сделать обобщённый анализ того, что должно было быть сюда включено. Это исследование может послужить «Учебником для начинающих моделистов или историков-любителей» интересующихся войсками союзников, которые сражались в Северной Африке в течение Второй Мировой войны.
По сравнению со своими итальянскими и немецкими оппонентами, союзники наряду с необходимыми тактическими обозначениями украшали свою технику огромным количеством разнообразных неуставных изображений, которые зачастую были очень красочными. Подход к этому вопросу был двояким: Из соображений секретности техника должна была иметь только минимально необходимое количество положенных обозначений, но на фотографиях можно заметить абсолютно невообразимое количество индивидуальных дополнений к ним. Как и в любой армии мира, экипажи всегда соревновались между собой в стремлении показать, что они самые крутые парни на свете и способны в любой момент надрать задницу кому угодно – хоть Грацциани, хоть Роммелю, хоть самому Сатане. Подобные проявления самовыражения могут пресекаться только строгими приказами свыше, но командиры сами всегда были не прочь видеть свои подразделения, выделяющимся из общей массы войск, чтобы все кругом знали, с кем имеют дело. Вследствие этого командование смотрело сквозь пальцы на такие нарушения устава, и само зачастую негласно поддерживало их, присоединяя к неформальному творчеству рядового состава собственные дополнения сообразно своим негласным устремлениям и убеждениям. Вся эта неформальная геральдика представляет огромные трудности для исследований, но одновременно делают их чрезвычайно интересным, хотя, время от времени, очень запутанным.
Британское военное присутствие на ближнем востоке и в северной Африке увеличивалось ещё с начала тридцатых годов, задолго до 10-го июня 1940 года, когда Англия официально вступила в войну с Италией. Было вполне естественным, что в состав находившихся в регионе войск вошли и бронетанковые части. Это соединение носило название «подвижные силы», и было сформировано 17-го сентября 1938 года из подразделений Каирской кавалерийской бригады. Однако в разговорах военных это официальное название очень скоро эвфимистически трансформировалось в «Неподвижный Фарс», благо оба термина были вполне созвучны и почти не отличались по написанию. («The Mobile Force» и «The Immobile Farce» прим. перев.) Общеизвестно, что негативные прозвища всегда чрезвычайно метки и даются не даром: вновь сформированная дивизия испытывала хронический недостаток в материальном обеспечении, а танков у неё на вооружении было и того меньше. Главным образом это были лёгкие танки «Мк II» и «Мк VI», вооружение которых состояло из одного крупнокалиберного пулемёта «Беза» и стандартного армейского «Виккерса» винтовочного калибра. Единственным плюсом было лишь то, что с боеприпасами танкисты не испытывали никаких затруднений. В конце-концов, для попытки реорганизовать английские бронетанковые силы Северной Африки в нечто более боеспособное в Египет был направлен генерал-майор сэр Персиваль Cи. Эс. Хобарт. Несмотря на традиционное сопротивление военных чиновников всех мастей и рангов, Хобарту, с помощью своего самого преданного сторонника, генерал-майора Крейга О'Мура, удалось завершить реорганизацию в последних числах декабря 1939-го года. 16-го февраля 1940 года «Неподвижный фарс» был официально переименован в 7-ю бронетанковую дивизию, которой в последствие было суждено стать одной из самых прославленных боевых подразделений британской армии. Главная заслуга Хобарта состояла в том, что ему удалось сформировать соединение, способное, по меньшей мере, появиться на поле битвы. В конце того же года англичане начали боевые действия против Италии, нанося ей поражение за поражением. Это продолжалось вплоть до появления в Африке германского Африканского Корпуса под командованием генерал-лейтенанта Эрвина Роммеля. Совместно с итальянцами из частей Африканского Корпуса была сформирована «танковая армия «Африка». Характер войны в пустыне резко изменился. После сокрушительного поражения в Греции, которое стоило Уэйвеллу лучших боевых частей, отправленных туда вопреки его мнению по прямому указанию Черчилля, англичане испытывали ужасающую нехватку вооружения и личного состава. Британцам было крайне трудно сдержать наступление войск Оси. Однако Уэйвелл на свой страх и риск выполнял распоряжения дождём сыпавшиеся свыше лишь частично, и не послал в Грецию все те войска, которые требовал от него Черчилль. В противном случае положение в Киренаике и Египте стало бы ещё более катастрофическим.
Несмотря на частичную неудачу операций «Бревити» и «Бэттлакс», англичане остановили войска противника в горном проходе Алам Хальфайя. В Лондоне, однако, не простили строптивого главнокомандующего, и Уэйвелл был переведён на Дальний Восток. Во главе 8-й Армии встал генерал-майор сэр Клод Окинлек.
Вступив в должность, Окинлек немедленно приступил к подготовке нового наступления, под кодовым названием операция «Крусейдер». Оно началось на 50-ти мильном фронте объединёнными силами XIII-го и XXX-го корпусов. Итальянские и немецкие войска были отброшены назад к Эль-Aгейле. Окинлеку не удалось выполнить всех задач, которые преследовала операция «Крусейдер» и всю первую половину 1942 года противоборствующие стороны вели непрерывные тяжёлые бои, известные под общим названием как битва за Эль Газалу. Англичане вновь потерпели тяжёлое поражение и стремительно отступали к Египту, а гарнизон повторно осаждённого Тобрука 21-го июня 1942 года был вынужден сложить оружие. С самого начала африканской компании захват Тобрука был навязчивой идеей Роммеля и теперь он мог с полным правом торжествовать победу. Однако и войска и техника танковой армии Африка были настолько истощены предшествующими боями, что для развития решающего наступления у Роммеля просто не было сил, несмотря на то, что немцам достались огромные склады горючего и боеприпасов, находившиеся в Тобруке. Но и этого было недостаточно, а непомерно растянутые линии снабжения не позволяли Роммелю наладить нормальные поставки всего необходимого своим высоко мобильным передовым танковым частям. Это спасло Окинлека от окончательного разгрома, и дало 8-й армии возможность перегруппироваться и образовать новую оборонительную линию в районе Эль Аламейна. Последовало первое сражение за Эль Аламейн, в ходе которого наступление войск Оси наконец было остановлено. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии и снова Черчилль принял решение о смене командования 8-й Армии. Генерала Окинлека сменил генерал сэр Гарольд Александер, а общее командование войсками в северной Африке принял генерал Монтгомери.
Новое командование едва успело освоиться с текущей обстановкой, как последовало очередное наступление Роммеля. Весь август происходили ожесточённые бои за горный хребет Алам Хальфа, взять который войскам Роммеля не удалось. Они были вынуждены отступить, и заняли оборонительные позиции между побережьем и впадиной Каттара. Линия фронта окончательно стабилизировалась. Монтгомери в свою очередь готовил массированное наступление, в ходе которого намеревался покончить с противником раз и навсегда. Малая протяжённость линий снабжения позволила британцам за короткое время создать решающее превосходство в живой силе и технике, а Роммель по-прежнему не мог нормально снабжать свои войска. 23-го октября 1942 года началось второе сражение под Эль Аламейном, исход которого был предрешён. В последующие месяцы «Танковая армия Африка» могла только отступать. Армия Соединенных Штатов высадилась в Алжире и Марокко и развернула наступление на Тунис. Первоначально немцам удалось нанести американцам болезненное поражение при Кассерине, но это уже была агония обречённых. В мае 1943 года боевые действия в Северной Африке закончились капитуляцией войск Оси.
Мобильные британские силы в Северной Африке главным образом представляли танки и бронированные автомобили, а так же большое количество «усиленных» автомобилей, по сути дела представлявших собой импровизированные броневики, грузовиков и другого вспомогательного транспорта.
Когда стало ясно, что войны не избежать, в район будущих боевых действий были направлены самые последние образцы боевой техники. Танки А9, А10, и А13, известные в британской спецификации как «Крейсерские» уже участвовали в боевых действиях во Франции где показали себя неудовлетворительно, но ничего другого британцы на тот момент не имели. Положение не изменилось и с появлением «Крусейдера» А15. Единственным английским танком, который зарекомендовал себя наилучшим образом, была «Матильда». Она использовалась на протяжении всех ранних кампаний. По британской спецификации это был «пехотный» танк, имевший толстую броню и небольшую скорость, что позволяло поддерживать пехоту во время наступления, и сохранять боеспособность в условиях противодействия вражеской артиллерии. Действительно, ни одна из существующих немецких или итальянских противотанковых пушек, приданных пехотным подразделениям в качестве поддержки остановить «Матильду» не могла. Положение изменилось только с началом применения для борьбы с танками 88-ми миллиметровых зенитных орудий и появления на фронте противотанкового орудия «PAK 38», калибром 50 миллиметров. Однако «Матильда» по праву заслужила своё прозвище «Королевы поля боя» несмотря на отсутствие у англичан фугасных и осколочных боеприпасов к танковым орудиям.
Британские танки, в особенности «крейсера», оказались крайне ненадёжными при эксплуатации в условиях пустыни. Механические поломки стали банальностью, а узкие гусеницы легко слетали на мягком песке. С началом поставок американских танков, лёгкого М3 « Генерал Стюарт», и среднего М3 «Генерал Грант» положение стало выправляться. Эти танки имели фугасные и осколочные снаряды, а 75-ти миллиметровое орудие «Гранта» позволяло поражать вражеские цели на гораздо более дальних дистанциях, нежели штатное двухфунтовое (40 мм) орудие британских танков. Позже «Гранты» сменили средние танки М4 «Генерал Шерман», появившиеся у англичан в канун наступления под Эль Аламейном.
В противовес технически ненадёжным танкам, британцы обладали великолепным колёсным транспортом, производившимся как в самой метрополии, так в доминионах и странах союзниках, который хорошо зарекомендовал себя в условиях пустыни. Африканский корпус везде, где только было возможно, использовал трофейные грузовики союзников для собственных нужд. Зачастую немцы устанавливали на трофейные машины артиллерийские орудия и использовали их в качестве мобильных сил поддержки, нанося на трофейную технику опознавательные знаки большёго размера, чтобы ясно указать национальность новых владельцев.
Британские бронированные автомобили, особенно более поздние, такие как «Хамбер» или «A.E.C.» были прекрасными разведывательными машинами, хотя коробка передач постоянно страдала от вездесущего песка, а моторесурс двигателя угрожающе сокращался по тем же причинам. Однако, обладая великолепными возможностями восполнения потерь за счёт обширных поставок и надёжных путей снабжения, английская армия никогда не находилась в такой острой зависимости от работы тыловых служб, как их противники. Королевский Флот контролировал Средиземное море, а Военно-Воздушные силы союзников захватили господство в воздухе. Имея огромные склады снаряжения и горючего в тылу, а так же возможность периодического отдыха в Египте, британские солдаты находились в неизмеримо лучшем положении, чем их немецкие или итальянские противники.
СПОСОБЫ ОКРАСКИ, МАРКИРОВКИ И КАМУФЛЯЖА
Британская техника, находившаяся в Северной Африке во время боевых действий, к окончанию африканской компании была полностью окрашена в «пустынный жёлтый» цвет.
В составе Королевских Военно-Воздушных сил находились подразделения бронеавтомобилей и военной полиции, в задачу которых входила противодиверсионная деятельность и защита аэродромов в случае нападения наземных сил противника. Техника, принадлежащая КВВС окрашивалась подобным образом, но маркировки машин Военно-Воздушных сил несколько отличались от общевойсковых.
Танки, бронеавтомобили, легковые машины и грузовики окрашивались в светло-песочный, так называемый «пустынный жёлтый» цвет. Окраска британской техники была более светлой, чем немецкой. Впрочем, следует отметить, что немецкая «песочная» краска (RAL 800) была ещё более подвержена разрушительному воздействию условий окружающей среды и зачастую от неё довольно быстро оставались одни воспоминания. По мере развития боевых действий все государственные регистрационные номера колёсной техники были перенесены с номерных пластин на вертикальные поверхности, а на танках и бронемашинах их по возможности старались наносить на броню в максимально удобных для обзора местах.
Вся техника, которую британцы отправляли на Ближний Восток, первоначально имела тёмно-земляную (Dark earth) или более темную однотонную окраску и не была приспособлена для действий в пустыне. Камуфляж, более соответствующий местным условиям, наносился в полевых ремонтных мастерских уже непосредственно по прибытии. Там же на танки и бронемашины монтировались противопылевые экраны из листов тонкого металла. Гигантский шлейф из песка и пыли, всякий раз поднимающийся из-под гусениц, уменьшить каким-либо способом было практически невозможно. Экраны, по идее, должны были отводить поднимающуюся пыль в стороны и препятствовать попаданию песка в карбюратор и вентиляционные решётки двигателя. Насколько успешными были эти мероприятия можно судить по бесконечной полосе технических неисправностей и отказов двигателей британских танков, создавшую им репутацию крайне ненадёжных. Что происходило в действительности можно увидеть на фотографиях первых же попавших в пустыню «Крусейдеров», которые, не долго думая, оснастили экранами для крейсерских танков «А 13». Песок благополучно летел прямиком в вентиляционные решётки, и в дальнейшем экранировать пришлось всю ходовую часть танков. В дополнение к экранам на броне монтировались всевозможные дополнительные крепления для амуниции, и стойки или клети для канистр с водой и топливом. Страшная теснота боевого отделения заставляла размещать снаружи личные вещи экипажа и всё необходимое снаряжение.
На ранних стадиях Африканской компании англичане применяли весьма своеобразный камуфляж, состоящий из тройной комбинации полей темно-земляного, сине-серого (Light Blue-gray) и песочного (Dеsert Yellow) цветов сходящихся в одну точку в кормовой части машины. Поля имели чёткие границы и наносились в строго установленном порядке по отношению к продольной оси машины вниз от точки схождения. Однако под воздействием солнца и песка краска довольно быстро выгорала, границы полей смазывались, и окраска техники становилась однотонной, чему способствовал слой пыли оседающей практически повсеместно. Такой «камуфляж» был далеко не идеальным. Тройная комбинация цветов применялась недолго и вскоре её сменила двухцветная схема, представляющая собой угольно-чёрные «взрывные» пятна или полосы на песочно-жёлтом фоне. На некоторых машинах пятна были цвета хаки и обрамлялись по контуру узкими полосами более тёмного, чаще всего чёрного цвета. В большинстве случаев камуфляж наносился непосредственно на месте щёткой или кистями, по этому пятна и полосы имели чётко очерченные границы. Как всегда (это происходит даже сегодня в армии мирного времени) многие экипажи камуфлировали свои машины по собственному разумению. Это приводило к разнообразию цветов и оттенков, хотя общая схема окраски на первый взгляд соответствовала официально принятым стандартам. Тем не менее, простая однотонная окраска в песочно-жёлтый цвет так и осталась наиболее распространённой.
Периодически английские танкисты использовали для создания камуфляжа мокрый цемент, хаотически нанося его на броню и посыпая сверху песком. При высыхании цемент приобретал естественный желтовато-серый цвет за счёт прилипшего песка, и такая импровизированная маскировка была весьма действенной, если не слишком отличалась по цвету от окружающего ландшафта. Однако каждый, кто хотя бы раз побывал в пустыне, прекрасно знает насколько могут даже лежащие по соседству друг от друга участки местности различаться по цвету почвы.
МАРКИРОВКИ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
- Обозначение рода войск. Представляет собой квадрат определённого цвета, в который вписан тактический номер машины.
- Обозначение реального веса машины в тоннах, необходимое для движения по мостам.
- Опознавательный знак. Представляет собой сочетание красной, белой и красной полос, принятое в британской армии.
- Номер эскадрона (роты), в данном случае рота «Браво», в который вписывается номер танкового взвода.
- Регистрационный номер военного департамента. Наносился на лобовой и кормовой броневые листы корпуса, а так же по обеим сторонам башни. Литера «Т» обозначает «TANKS».
- Командирский вымпел для подачи визуальных сигналов.
- Эмблема соединения.
- Собственное имя машины.
1. Эмблема соединения.
2. Обозначение рода войск.
3. Номерной знак.
4. Вес машины в тоннах.
5. Регистрационный номер военного департамента (WD).
6. Обозначение удельного давления на грунт в атмосферах на квадратный дюйм.
КОДИРОВКИ РОДОВ ВОЙСК НА НОМЕРНЫХ ЗНАКАХ
А – санитарный транспорт
С – мотоциклы
F – бронеавтомобили
Н – колёсные тягачи
L – автомобили грузоподъёмностью более 1,5 тонн (Lorries over 15 cwt)
M – легковые автомобили
S – самоходная артиллерия
Т – танки
Z – автомобили грузоподъёмностью до 1,5 тонн (Tracks up to to 15 cwt)
Ниже:
A. Эмблема соединения.
B. Ограничение по загрузке кузова.
C. Ограничение по скорости.
D. Регистрационный номер военного департамента (WD).
E. Эмблема рода войск. Обратная сторона пластины, как правило, окрашивалась в хаки на который белой краской наносилась надпись «Пропуск» (РАSS). В случае необходимости пластина переворачивалась обратной стороной и вставлялась в крепление.
Живой интерес представляют специальные способы маскировки бронетанковой техники, успешно применявшиеся во время боевых действий. Танки на марше зачастую закрывались съёмными чехлами из подручных материалов, имитирующими силуэт большего грузовика. Для усиления общего впечатления ходовая часть так же прикрывалась щитом, на котором были нарисованы автомобильные колёса. Такая маскировка, особенно на приличном расстоянии, превращала танковую колонну в безобидную транспортную и довольно часто вводила в заблуждение разведку противника. Подобные приёмы применялась на различных типах танков, и не были специфичными для каких-либо определённых образцов.
Регистрационные номера военного департамента (W.D.), на английской бронетехнике и автомобильном транспорте обычно наносились на ясно видимые вертикальные поверхности или над дверцей по крыше кабины, либо по краям капота двигателя, как, например, на многих грузовиках. Предписывалось использовать для номеров чёрную или белую краску, но зачастую в дело шла та, которая в данный момент оказывалась под рукой. Номер начинался с буквенного литера, определяющего класс данного транспортного средства. Цифровые значения присваивались в последовательности, соответствующей регистрации поступающих в войска очередных партий техники. Этот тип маркировки заменил номера гражданского типа, которые изначально имели армейские автомашины и бронетехника.
Номерная пластина гражданского типа использовавшаяся
на ранних стадиях африканской компании. Слева регистрационный номер военного департамента (W.D.), справа его эквивалент на арабите. |
|
Трёхцветный опознавательный знак. Так же были распространены «зеркальные» варианты, из сочетания бело-красно-белых полей. |
На ранних стадиях войны в пустыне, принятые в британской армии опознавательные знаки, представляющие собой высокие красно-бело-красные или бело-красно-белые вертикальные полосы. Однако довольно быстро они были официально отменены, поскольку облегчали прицеливание вражеским наводчикам. Несмотря на это «Крусейдеры» 17/21-го уланского полка, 26-й бронетанковой бригады и 6-и бронетанковой дивизии несли уменьшенные версии таких знаков на бортах, корме и лобовой броне, вплоть до окончания боевых действий в Тунисе. Во время высадки на Сицилии и в Италии эти же обозначения встречались на «Шерманах» Королевских Серых Шотландцев, что было далеко не единственным случаем.
Ещё одним «подарком» противнику была манера англичан обозначать командирские танки вымпелами на антеннах, и поднимать на них флажные сигналы в соответствии с текущей обстановкой на манер Королевского флота*.
Вымпел командира взвода
|
Вымпел командира полка (цвета вымпела соответствуют полковым)
|
Вымпел командира танковой роты |
Обозначения принадлежности к определённому роду войск представляли собой квадраты, наносившиеся с каждой стороны машины. Каждому роду войск соответствовал определённый цвет, а тактический номер вписывался в квадрат чёрной или белой краской. Номера могли быть изменены из соображений секретности, или, но далеко не всегда, изменялись в соответствии с текущим боевым ордером подразделения.
Обозначение рода войск обычно наносили на лобовую броню с правой стороны корпуса, а так же на противопылевые экраны. С левой стороны располагалась эмблема бригады или дивизии, в состав которой входила данная техника. Очень часто заодно с эмблемой своего подразделения, бронетехника и автотранспорт носили символику более крупных соединений, в тактическом подчинении которых они находились во время проведения войсковых операций. По окончании очередного этапа боевых действий переформирование разбитых соединений, и перегруппировка сил за счёт соединения резервных и боевых частей вносило определённую путаницу и создавало дополнительные трудности для исследования знаков войсковой принадлежности.
Существовала довольно запутанная система обозначения тактического подчинения соединений внутри крупных войсковых формирований. Так в составе бригады существовал «Senior» - «Старший» полк, традиционно считающийся первым по порядку, второй полк обозначался «Second», третий по порядку полк, в бригаде обозначался «Junior» - «Младший». Такая же система существовала и на уровне дивизий, роль полка в данном случае исполняла бригада. При этом, «Младшие» соединения - «Junior» - находились в оперативном подчинении у «Старших» (Senior) подразделений. При этом, если техника входила в состав «Старшего» в составе дивизии подразделения то квадраты в которые вписывался его тактический номер были красного цвета. Квадраты «Младших» (Junior) в составе дивизии войсковых формирований были зелёными.
Порядковый символ роты представлял собой треугольник, квадрат, круг или ромб, каждая фигура соответствовала определённой роте, к которой принадлежал танк или бронеавтомобиль. Обычно их наносили на борта башни, или дверцы кабин. Для этого использовались как официально утверждённые цвета, так и та краска, которая в этот момент была под рукой. Номер взвода, обозначенный цифрами чёрного цвета, располагался внутри фигуры. Фотографии того периода показывают, что стандартизация по размерам была весьма относительной, традиционными оставалось только их расположение.
1-я рота (squadron А) 3-й взвод
|
2-я рота (squadron В) взвод управления
|
3-я рота (squadron С)
|
4-я рота(squadron D)
|
ОБОЗНАЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ В СОСТАВЕ «СТАРШЕЙ» БРИГАДЫ НА ДИВИЗИОННОМ УРОВНЕ
1-й полк (Senior) |
2-й полк (Second) |
3-й полк (Junior) |
ЦВЕТОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ В СОСТАВЕ «МЛАДШЕЙ» БРИГАДЫ НА ДИВИЗИОННОМ УРОВНЕ
1-й полк (Senior) |
2-й полк (Second) |
3-й полк (Junior) |
Собственные имена техники могли использоваться в сочетании с порядковым номером роты, например для роты «А» наименования, начинающиеся с буквы «А», «B» для роты «B», и так далее. Эта практика не была твердо устоявшейся, и большинство экипажей давало названия своим машинам абсолютно произвольно, от имён жен или подруг, до названий футбольных команд или иносказательных прозвищ. Некоторые из надписей и рисунков были выполнены очень тщательно и даже иногда переносились на собственную униформу солдатами, у которых были художественные наклонности. Тыловые службы в свою очередь приложили к развитию этого неформального творчества не меньшие усилия.
Ещё одним видом обязательных обозначений были жёлтые круги, в которые чёрной краской вписывался вес машины в тоннах. Это давало возможность сразу определить, какой вес должен выдерживать мост, по которому могла передвигаться данная машина во избежание обрушения. Эти маркировки наносились на всех типах транспортных средств и бронетехники (в данном случае мост должен выдерживать нагрузку в 3 тонны). Колесные транспортные средства часто имели обозначения удельного давления оказываемого шинами на грунт, наносившиеся белой или чёрной краской на крылья над каждым колесом. Эти данные были официально установленными и вписывались в технический паспорт машины |
|
ЭМБЛЕМЫ ВОЙСКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ:
1-я армия
|
8-я армия |
5-й корпус |
9-й корпус |
10-й корпус |
13-й корпус |
30-й корпус |
Верховное командование на Ближнем Востоке |
1 2 3 4 5
Окраска и Камуфляжи Британской Техники.Северная Африка 1939-1945 г..
Кеннет М. Джонс.
|
|