О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/сша/статьи/

Marmon Herrington CTL \ CTLS \ MTLS
Легкие и средние танки




История создания и развития легких танков, спроектированных инженерами американской фирмы Marmon Herrington поначалу складывалась достаточно прозаично. В середине 1930 гг. спрос на выпуск танков вырос в несколько раз, не в последнюю очередь благодаря гражданской войне в Испании и конфликтам между Китаем и Японией. Наибольшим спросом пользовались тогда легкие танки с пушечным вооружением, которые были весьма мобильны, могли бороться как с пехотой, так и с легкобронированными целями и не требовали больших затрат на эксплуатацию. Наиболее бурную деятельность тогда развили фирмы Vickers и Carden-Lloyd, успешно продававшие свои легкие танки и танкетки по всему миру. В то же время, заниматься танкостроительным бизнесом было делом достаточно накладным, поэтому даже в США гусеничные боевые машины строились всего на трех-четырех предприятиях крупных фирм. У фирмы Marmon Herrington в этом плане было определенное преимущество среди новичков – до этого времени она занималась постройкой тракторов, шасси которых в некоторой степени было близко к танковому. Занять нишу в производстве легких танков в Америке фирма не пыталась, так как больше ориентировалась на зарубежные заказы.

Итак, в 1935 г. на испытания вышел первый опытный образец боевой машины CTVL, по характеристикам равный танкетке. За основу взяли усовершенствованное тракторное шасси с четырьмя опорными катками собранными в две тележки, одним поддерживающим роликом и передним ведущим колесом. На него установили бронированную коробку простой формы, в которой размещался экипаж из 2-х человек. Вооружение состояло из двух курсовых пулеметов калибра 7,62-мм с ограниченными углами обстрела. Этим танком заинтересовалось мексиканское правительство, так как CTVL был не дорог в эксплуатации. После коротких переговоров для Мексике были собраны четыре танкетки, которые были поставлены в 1938 г. Об их эксплуатации сведений немного, но именно CTVL заслужил здесь звание “самого короткого танка в мире”. На вооружении мексиканской армии они оставались около пяти лет, пока их не заменили на М5 “Stewart”.


Практически одновременно с CTVL был выпущен более совершенный легкий танк CTL-1 (Combat Tank Light). Внешний дизайн и ходовая часть претерпели некоторые изменения не сильно сказавшиеся на ТТХ. При 110-сильном двигателе Lincoln танк мог развивать скорость всего 30 км\ч. Бронирование составило 4-10 мм, состав вооружения и экипаж не менялся. Масса танка – 4071 кг. Опять таки, крупной серией он не строился, а единственный образец CTL-1 был продан в Персию.


Неожиданно внимание на “поделки” фирмы Marmon Herrington обратил Корпус Морской Пехоты США (US Marines). Для подготовки технического персонала и танковых экипажей в 1936 году были закуплены пять танков модификации CTL-3, в 1937 г. за ними последовали пять танков CTL-3A, а в 1939 г. ещё несколько CTL-6. От предыдущей модели они практически не отличались, за исключением того, что на CTL-6 использовалась ходовая часть от легкого танка М2. Собственно на этом моменте интерес со стороны КМП США к ним полностью пропал, но это не означало, что Marmon Herrington прекратила заниматься разработкой танков.


Как и ожидалось сработал принцип “заграница нам поможет”. В 1940 г. были сорваны поставки британских танков, предназначенных для Голландской Ост-Индии. Для далекой голландской колонии предназначались легкие танки Vickers, которые были конфискованы британскими властями и впоследствии использовались для обучения экипажей. Поскольку создавалась реальная угроза вообще остаться без танков голландцы начали сотрудничество с фирмой Marmon-Herrington, которая не была вовлечена в программу перевооружения американской армии и потому обладала свободными производственными мощностями. Для экспортных поставок был выбран танк CTL-6, который был доработан в соответствии с требованиями заказчика. В первую очередь голландским представителям не понравилось слабое вооружение и принцип его расположения. Курсовые пулеметы оставили, но вместе с тем установили небольшую башню с 7,62-мм пулеметом, увеличив экипаж до 3-х человек. Кроме того, танки отличались расположением места водителя: обозначение CTLS-4TAY получили танки с “левосторонними” органами управления, соответственно CTLS-4TAC – с правыми. Колониальная армия сделала заказ сразу на 200 танков, что несколько неожиданной новостью для американцев. Проблема заключалась в том, что Marmon Herrington никогда не производила танки в таком большом количестве и выполнить поставки в срок она не могла. Тем не менее заказ на производство легких танков CTLS-4TA был принят. Предполагалось, что к декабрю 1941 г. фирма успеет собрать и доставить все заказанные машины, но на самом деле до колонии смогли добраться только 20 (по другим данным – 24) из них. Голландцы были рады даже такому незначительному пополнению, однако с рациональным использованием имевшихся средств возникли некоторые проблемы.

Единственный танковый батальон (Mobiele Eenheid) получил на вооружение 17 легких танков Vickers (Light Tank Mark III) и всего 7 “мармонов”. Остальные танки распределили по другим подразделениям, которые вместе с танковым батальоном активно использовали для обучения, а затем они приняли участие в боях в марте 1942 г. Эффективность их использования оказалась невелика: часть танков была уничтожена или вышла из строя, часть попала в руки японцев и весной 1945 г. они перешли к индонезийским повстанцам.


Когда Голландская Ост-Индия капитулировала на пути к ней находилось ещё 149 танков. Чтобы добро не пропало даром их выгрузили в Австралии и передали в тренировочные части. Остальные 39 CTLS-4TA были конфискованы армией США и тоже отправлены в танковые школы. Оценив “мармоны” как вполне боеспособные танки правительство США в июле 1942 г. подписало новый контракт на поставку дополнительной партии из 240 машин, которые планировалось передать Китаю в рамках ленд-лиза. В свою очередь китайские представители, ясно видя что им пытаются подсунуть друзья-американцы, милостиво отказались от такого “дара”. В итоге в США остались все 240 танков с которыми надо было что-то делать. Был придуман весьма простой выход: с целью повышения обороноспособности американских территорий “мармоны” отправили служить на Алеутские острова и на Аляску. В зависимости от расположения места водителя обозначение танков было Т14 или Т16. Они продолжали служить до конца войны, пока не были списаны на слом по причине полной устарелости.

В Австралии танки CTLS-4TA использовались только как учебные. Первые 24 машины прибыли в Сидней 20 апреля 1942 г. и были распределены между тремя полками 1-й бронедивизии. Спустя четыре дня в докладе о полученных боевых машинах указывалось, что 102 бывших голландских танка CTLS-4TA не могут являться штатной матчастью танковых полков и должны использоваться исключительно для обучения. К 21 мая 1942 г. австралийцы получили все 149 CTLS-4TA, причем 8 из них были впоследствии разобраны на запчасти, так как при транспортировке они стояли на открытой палубе и получили изрядную порцию морской воды. В итоге 45 танков передали в танковые школы, 44 использовались как учебные в составе танковых полков и 52 находились в резерве. В конце августа 18 CTLS-4TA нашли себе применение в качестве охраны аэродрома Кейп Йорк Пеннисула и ещё несколько танков из состава 2-го танкового батальона служили в Новом Южном Уэльсе. Поскольку к октябрю 1942 г. появилась потребность в запасных частях австралийцы разобрали ещё три танка, сократив их общее количество до 138. Их эксплуатация продолжалась до ноября 1943 г., после чего поступил приказ направить устаревшие танки CTLS-4TA на предприятие Ford Motor Company в Джилонге, где они были демонтированы.

Пока эти драматические события набирали ход голландцы успели выдать свой последний заказ. Параллельно с контрактом на поставку CTLS-4TA они вели переговоры о поставке легких танков М2А4. Причиной этому послужила оккупация Бельгии и вступление в войну Великобритании, где должны были выпускаться танки Vickers. Бельгийские машины так и не покинули сборочного цеха, и 49 британских “виккерсов” остались на родине.

Американское правительство было не против этого, выдвинув правда одно условие – голландский заказ не должен мешать процессу перевооружения армии США. Конечно, М2А4 не был верхом совершенства в области танкостроения, однако по сумме характеристик он был на уровень выше “мармонов”. Тем не менее голландский заказ не был выполнен. Возможной причиной этого шага послужил отказ американской армии от производства устаревшего М2А4 и переключение на выпуск легкого танка М3. Это вынудило колониальные власти вновь обратиться к Marmon-Herrington, которая специально для голландцев спроектировала новую версию среднего танка, обозначенную как CTMS-1TB1, также известную как “Dutch 3-Man Tank ” (Голландский 3-местный танк).

Эта боевая машина весила 12 стандартных тонн и оснащалась 152-сильным двигателем, позволявшем развивать максимальную скорость по шоссе до 42 км\ч. Поскольку заказать стандартные американские 37-мм пушки М5\М6 не представлялось возможным, вместо них была предложена спарка автоматических орудий такого же калибра разработанных American Armament Corp. Кроме того можно было установить 2-3 пулеметами калибра 7,62-мм в лобовом листе танка. Всего было заказано 194 экземпляра, которые планировалось поставить между сентябрём 1941 и июнем 1942 гг. Заказ так и не был выполнен в полном объёме из-за быстрого поражения колониальных сил. В Голландскую Ост-Индию успел прибыть только 31 танк, 28 из которых отправили служить на остров Суринам, 2 на Курасао и 1 на Арубу. Как минимум один танк был переделан в командирский вариант: с него сняли башню и установили большое ветровое стекло спереди. О боевом применении колониальных CTMS-1TB1 достоверно информации пока найти не удалось. Ещё 50 танков в это время находились в пути и были отправлены в Австралию, остро нуждавшейся в пополнении своего бронетанкового парка. Несколько CTMS-1TB1 попала в Новую Гвинею и летом 1942 г. их активно использовались против японских войск, высадившихся на острове. Все австралийские “мармоны” были уничтожены во ходе боёв у Буна.


CTVL - танкетка, поставлявшяся на экспорт в Мексику, 1935 г.

Поскольку оставшиеся танки CTMS-1TB1 были не нужны армии США их стали предлагать другим странам. В итоге удалось продать всего 30 танков, отправившиеся в Кубу, Эквадор, Гватемалу и Мексику.

Самыми долгоживущими среди них оказались кубинские машины. Это произошло в 1942 г., когда кубинское правительство объявило войну Германии и тем самым была включена в программу ленд-лиза. Поскольку Куба находилась далеко от театром боевых действий армейское руководство предпочло не отказываться от предлагаемых ей танков CTLS-1TB1. На остров прибыли всего 8 боевых машин, остававшихся в строю вплоть до 1959 г. Именно тогда их пытались использовать против повстанцев, а когда власть перешла в руки Фиделя Кастро “мармоны” были переданы в танковую школу и были полностью списаны только в середине 1960-х гг., когда им на смену пришли советские танки.

О танках поставленных в Эквадор в 1942 г. подробной информации нет. Известно только что 12 CTLS-1TB1 вошли в единственную бронетанковую часть и оставались на вооружении до середины 1940-х гг., пока их не заменили на танки М3 “Stewart”.





Гватемала в 1942 г. также получила шесть CTLS-1TB1. Известно, что этот танк имел уменьшенный состав вооружения (37-мм пушка и два 7,62-мм пулемета).Вместе с легкими танками М3А1 он находился в эксплуатации приблизительно до 1950 г.

Мексиканская армия, после приобретения танкеток CTLS, в 1942 г. обзавелась партией из 4 средних танков CTLS-1TB1. Несмотря на то, что в 1943 г. им на смену пришли танки М3 и М5, “мармоны” продолжали оставаться на вооружении до начала 1950-х гг.

Следующая модификация – MTLS-1GI4 (“Dutch 4-Man Tank”) должна была стать самой массовой. Пока неясно, что заставило голландцев заказать сразу 600 танков со сроками поставки между январем и ноябрем 1942 г., но подобный заказ фирма выполнить физически не могла из-за ограниченных производственных ресурсов. Этот средний танк оснащался двумя 37-мм пушками в башне, 7,62-мм курсовым пулеметом и одним зенитным пулеметом такого же калибра. На MTLS-1GI4 устанавливался двигатель мощностью 240 л.с. Максимальная скорость доходила до 42 км\ч. Фирма успела собрать порядка 145 серийных образцов, прежде чем поступило известие о разгроме последней голландской колонии. До Голландской Ост-Индии успели добраться только 19 танков, которые поступили в распоряжение танкового батальона на о.Сурабайя и использовались обеими воюющими сторонами вплоть до конца войны. Невостребованные 125 танков были реквизированы армией США и отправлены на Аляску, где они оставались до 1944 г. Впоследствии сохранившихся американских MTLS-1GI4 ждала участь их австралийских “коллег” – американская армия объявила танки устаревшими, после чего все они были разобраны на металл.