О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/тихий океан/статьи/капитан Шигео Нанго

Неизвестные страницы второй мировой войны


Капитан Шигео Нанго.

Капитан Шигео Нанго был одним из очень немногих ассов японской армейской авиации, одержавших все свои победы на Новой Гвинее. Этот выдающийся лидер истребителей во время Второй мировой войны приобрёл большую известность. Уроженец Токио, появившийся на свет в 1917 году, он был младшим братом выдающегося асса Императорского Военно-Морского флота, капитан-лейтенанта Мочифуми Нанго (Mochifumi Nango) одержавшего восемь побед в небе Китая и погибшего в бою 18-го июля 1938 года. Молодой Шигео закончил Высшее Общевойсковое Армейское Военное училище в апреле 1939 года. Сразу после этого он прошёл подготовку пилота-истребителя в знаменитой авиашколе Акено. После выпуска его ждало назначение в 33-й истребительный авиаполк(Sentai).

Когда в мае 1939 года разразилась необъявленная война на Халхин-Голе, Нанго, в числе остальных, тоже поехал в Маньчжурию, но молодому офицеру так и не пришлось участвовать в боях. Однако время не прошло для него даром – в бесчисленных учебных полётах оттачивались его навыки летчика-истребителя. В январе 1942 года капитан Нанго принял командование 2-й эскадрильей 59-го истребительного авиаполка Императорских военно-воздушных сил (2ndChutai/59th Sentai). Эскадрилья действовала как независимое соединение в голландской Ост-Индии, прикрывая с воздуха транспортные конвои с войсками и периодически осуществляя непосредственную поддержку войск. Восемнадцать месяцев спустя, она участвовала в массированных авианалётах на Дарвин в июне. В следующем месяце Нанго вместе со соей эскадрильей уже находился на самом острие боевых действий в джунглях Новой Гвинеи вместе с остальной частью 59-го Сентая, базировавшегося на аэродроме Бут. Именно здесь в ежедневных вылетах и воздушных схватках Шигео превратился в отличного летчика-истребителя и выдающегося командира. Союзники остро нуждались в аэродроме максимально приближенном к японским линиям, откуда они могли бы наносить воздушные удары по Лаэ и Саламоа. Они начали расчищать джунгли для постройки взлётной полосы Цили Цили(Tsili Tsili), расположенной в пятидесяти милях к западу от Лае. Однако эта площадка была очень скоро обнаружена японцами, и 15-го августа семь бомбардировщиков Ки-21 «Салли», сопровождаемых 36-ю истребителями из состава 59-ого и 24-ого Сентаев, совершили на неё первый авианалёт. Японцы появились над аэродромом как раз в момент приземления американского транспортного самолёта, который был немедленно атакован и сбит ведущим истребительной авиагруппы. «С-47», факт потери которого был подтверждён американской стороной, был записан на счёт Нанго. Американцы были приведены в замешательство внезапностью и силой японского удара, и «Аэрокобры» из 40-й и 41-й истребительных эскадрилий перехватили японское соединение уже на обратном пути.

В последовавшей «собачьей свалке» японцы потеряли три истребителя и шесть бомбардировщиков из семи участвовавших в налёте. Японцы не остались в долгу и отправили в джунгли четыре «Аэрокобры», но трём американцам удалось выброситься с парашютами из горящих машин. Остатки авиагруппы повернули на запад у своему аэродрому Бат. Самолёт Нанго был весь покрыт бензином и копотью от взорвавшегося в воздухе С-47, и все, в том числе и сам Шигео, были уверены, что его «сорок третий» был серьёзно повреждён. Вместо того, чтобы просто покинуть самолёт над вражеской территорией, Нанго решил уйти из жизни так, как и положено воину, и врезаться в какую-нибудь подходящую цель. Однако когда Шигео понял, что самолёт фактически не был повреждён, он вышел из боя и благополучно вернулся на свой аэродром.



Ki-43-II-ko, 2-я Эскадрилья 59-й истребительный авиаполк Императорских ВВС. (2 Chutai 59 Stntai).
Командир эскадрильи Капитан Шигео Нанго, аэродром Бат, Новая Гвинея 1943 год.

Меньше чем через сутки японцы вновь появились над Цили Цили, но теперь наученные горьким опытом американцы были начеку и ожидали нападения. «Лайтнинги» из 431 и Тандерболты из 340-й эскадрилий перехватили японскую авиагруппу из тридцати трёх «Оскаров» и трёх «Салли» на подходе к цели. После боя американцы заявили что сбили больше дюжины истребителей противника и два одномоторных! Бомбардировщика, но фактически японские потери составили три «Ки43-II-Ко». В свою очередь, несмотря на доклад капитана Нанго о двух столкнувшихся в результате его атаки американских истребителях, и рапортам других участников боя заявившим о ещё девятнадцати уничтоженных самолётах USAAF, американцы в тот день вообще не понесли никаких потерь.


Ки-43-II капитана Шигео Нанго перед боевым вылетом. Новая Гвинея, Аэродром Бат-Восточный 1943 год.
На верхнем фото капитан Нанго после возвращения из рейда на Дарвин.

В течение августа 59-й Сентай потерял много опытных старых пилотов, включая двух командиров эскадрилий. Ки43-II-Хей на которых летали японские пилоты просто уже не могли конкурировать с модифицированными P-38 и P-47, появившихся в небе над Новой Гвинеей. Боевой дух лётчиков неуклонно падал, чему не в последней степени способствовали перебои с поставками снаряжения и продовольствия и бесконечные тропические болезни отнимающие силы у ещё остававшихся в строю пилотов. В силу сложившихся обстоятельств, Нанго был вынужден заниматься текущими делами всех трёх эскадрилий своего авиаполка. 23-го января 1944 года капитан Нанго погиб в воздушном бою над Веваком, во время перехвата соединения В-24. По иронии судьбы, в в Ставке Главного Командования Императорской армии планировалось его возвращение в Японию в конце месяца, с возможным последующим назначением на пост руководителя Истребительной авиашколы в Акено. 29 апреля 1944 года Шигео Нанго получил посмертное повышение в звании на две ступени с капитана до подполковника. Официально считается что он уничтожил 15 американских самолетов на Новой Гвинее, но большинство историков считает что фактическое количество его побед было гораздо большим...

Перевод: Бурдуков Георгий (Егор) ака Картер, СПб 2011-07-24