О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/тихий океан/статьи/флайт-лейтенант эдвард холл

Флайт-лейтенант Эдвард Холл
RAAF

Эдвард Смит «Сэмми» Холл, до поступления в Королевские Австралийские ВВС (RAAF) был грэйзером, как в Австралии называли фермеров-скотоводов. Он завербовался на службу в ноябре 1940 года и обучался в 11-й школе истребительной авиации (SFTS) в Йорктауне, штат Саскечеван, Канада, а затем в Англии, в 61-й учебной эскадрильи OTU, базировавшейся в Хестоне (Heston). Первым местом службы Холла стала 129-я « Майсорская» эскадрилья королевских ВВС, в октябре 1941 года базировавшаяся в Тангмере. Несмотря на то, что весь его налёт на истребителях составлял всего 175 часов, ему было присвоено звание Пайлот-Офицера. Такой относительно низкий уровень полётной подготовки в то время был вполне обычным для новичков прибывающих в боевые подразделения первой линии. Его первый оперативный цикл начался 29-го октября 1941 года, и первоначально Холл летал на разных самолётах эскадрильи, поскольку определённой машины за ним закреплено не было. Это продолжалось вплоть до 16-го декабря 1941 года, после чего Холл наконец получил собственный самолёт – «Спитфайр МкVb», серийный номер АА745, бортовой идентификационный код «DV-U».Давать своим машинам собственные имена было среди союзников обычной практикой, и Холл, сразу же назвал этот самолет «ДМЛ Овердэйл» (DML Overdale), в честь своей будущей жены Дороти Маргарет Лихи и собственной фермы носившей название «Овердэйл». На AA754 Холл летал до 4-го апреля 1942 года. В тот день эскадрилья прикрывала с воздуха спасательные катера Королевских ВВС, занятые поиском сбитых пилотов у французского побережья неподалёку от Дюнкерка. Холл летел ведомым у австралийского асса Хьюго Армстронга. Эскадрилья была атакована Фоке-Вульфами FW 190, которые немцы в свою очередь подняли на перехват. Во время боя, Армстронг и Холл оторвались от эскадрильи, и над Дюнкерком вновь были атакованы, на сей раз четырьмя Фоке-Вульфами. «Спитфайр» Холла получил сразу несколько попаданий в двигатель, который моментально начал терять гликойль. Это грозило вывести из строя систему охлаждения, и было обычной и наиболее частой причиной боевых потерь «Спитфайров». Холл вышел из боя и потянул к родным берегам. Чтобы двигатель не заклинило от перегрева, он был вынужден неоднократно выключать его, переводя самолёт в пологое планирование, и, затем, набрав некоторую скорость, вновь запускал мотор, чтобы набрать хоть какую-нибудь высоту. Все время Армстронг отчаянно защищал его, отправив в Ла Манш один Фокке-Вульф, и серьёзно повредив второй, который сразу же вышел из боя. Холлу всё-таки удалось добраться до английского побережья, и он совершил аварийную посадку в Рамсгейте с окончательно остановившимся двигателем. (В своей книге Кристофер Шоу пишет, что несмотря на то, что Холл впоследствии подтвердил обе победы, на счёт Армстронга был записан только один повреждённый «Фоке-Вульф». ( К. Шоу «Лучшие Ассы», Граб Стрит, Англия) После того как его AA754 отправился на капитальный ремонт, Холл получил новый «Спитфайр», с бортовым идентификационным кодом «DV-L», который так же был назван «ДМЛ Овердэйл». Впервые Эдвард Холл совершил полёт на этой машине 10 апреля 1942 года, после чего постоянно летал на ней до тех пор, пока 30-го июля 1942 года не принял командование звеном «В». После этого его постоянным самолётом стал «Спитфайр» Мк VВ с бортовым идентификационным кодом «DV-V» Холл заявил о своей победе над FW 190, который был сбит им в бою 23-го июля, но эта победа не была ему засчитана, и не фиксировалась в боевом журнале 129-й эскадрильи. Он также заявил о своей победе над «Хейнкелем 115», 18-го августа 1942 года, хотя в оперативном журнале 129-й эскадрильи указывалось, что это могла быть только групповая победа, поскольку вражеский самолет был атакован практически всем пилотами звена, летевшими в тот день вместе с Холлом. Последний раз в составе 129-й эскадрильи Флайт-лейтенант Холл вылетел на боевое задание 19-го августа 1942 года. В этот день началась злосчастная десантная операция в Дьеппе, и эскадрилья, в числе остальных прикрывавшая с воздуха высадившиеся войска, постоянно участвовала в тяжелейших воздушных боях. Потери были столь велики, что сразу после окончания операции 129-я была выведена из состава боевых частей первой линии и отправлена в Скибрэ(Skeabrae) для переформирования. В свою очередь 22-го августа 1942 года Холл был переведён в центральную школу воздушной стрельбы для дальнейшего усовершенствования своих навыков пилота истребительной авиации.


Второй самолёт Холла, носил бортовые идентификационные коды « DV - L » Тангмер, апрель 1942 года.


Эдвард Смит «Сэммии» Холл рядом со своим «Спитфайром» Мк Vb », на котором он постоянно летал с апреля по июль 1942 года

Домой в Австралию. В конце 1942 года Холл был отправлен служить на Тихоокеанский театр военных действий, и когда он узнал, что отправляется в Австралию, то почувствовал, что возвращается домой. Поскольку Холл был боевым лётчиком, воевавшим на «Спитфайрах», то идеально подходил для боевых действий в составе недавно сформированного 1-го истребительного «большого» авиакрыла Австралийских ВВС, предназначавшегося для противовоздушной обороны Порт-Дарвина и Северо-Западного ТВД Австралии.(NWA). По прибытию на новое место службы Холл был понижен в звании до пайлот-офицера, но вскоре был переведён в 452-ю эскадрилью в прежнем звании флайт-лейтенанта, на должность офицера ответственного за полётную подготовку. К своим обязанностям Эдвард приступил 5-го января 1943 года, и оставался на этой должности вплоть до 25-го июля, когда был направлен инструктором во 2-й Учебно-тренировочный центр переподготовки. (2 OTU) За время своей службы в 452-й эскадрилье, Холл, похоже, летал на одном и том же закреплённом за ним самолёте. Это был «Спитфайр» МкVСTrop, серийный номер BS186 бортовой порядковый код «L». Изначально самолёты 452-й эскадрильи несли только порядковые буквенные коды, но с января 1943 года все эскадрильи, подчинявшиеся Юго-Восточному Воздушному Командованию Британского Содружества(SEAK) получили бортовые идентификационные коды, согласно стандартам, принятым в Королевских Военно-Воздушных Силах метрополии. 452-й эскадрильи достался идентификационный код «QY». Своему новому самолёту Холл уже традиционно дал имя «ДМЛ Овердэйл».


До января 1943 года самолёты 452-й эскадрильи несли только порядковые буквенные коды.


Холл на капоте своего «Спитфайра»

В течение cвоего оперативного цикла в Дарвине, Холл одержал три подтвержденные победы. Все три сбитых японских самолёта были истребителями «Зеро». 15-го марта 1943 года пятёрка «Спитфайров», во главе с командиром 452-й Эскадрильи, сквадрон-лидером А. Tорольд-Смитом, на рассвете возвращалась из Дарвина на свою постоянную базу в Страуссе(Strauss). В числе лётчиков эскадрильи были Холл и пайлот-офицер Голдсмит, австралийский асс, ранее воевавший на Мальте. По фатальному совпадению, японцы в этот день осуществляли свой первый массированный налёт на Порт-Дарвин, что и стало боевым крещением 1-го истребительного авиакрыла Северо-Западной Австралии. Пять самолётов 452-й эскадрильи были перенацелены на соединение с остальными 22-мя «Спитфайрами» авиакрыла, поднявшимися по тревоге. Возглавить авакрыло должен был Торольд-Смит, поскольку обычный лидер крыла, винг-коммандер Клайв «Киллер» Колдуэлл в этот день не мог подняться в воздух. Торольд-Смит был сбит при неизвестных обстоятельствах, во время своего второго боя с японскими самолетами, когда его звено сцепилась с японскими истребителями сопровождения. (см. «Спитфайры» над Дарвином 1943 год» Джим Грант). Не ввязываясь в «собачью свалку» Холл и Гольдсмит использовали классическую тактику истребителей люфтваффе «Бей и беги». Набрав высоту, они внезапно атаковали японцев на пикировании с задней полусферы, что незамедлительно принесло свои плоды. Голдсмит сбил «Бетти» и один из истребителей эскорта, а Холл первой же очередью поджёг ещё один «Зеро». Свою вторую победу в Австралии Холл одержал 30-го июня 1943 года, во время отражения налёта японских бомбардировщиков на Фентон, где размещалась 380-я Бомбардировочная авиагруппа ВВС США. 1-е авиакрыло перехватило японские самолёты на подходе к цели. Вместе со своим ведомым, Холл атаковал истребители эскорта, которые очевидно не так и не заметили противника, поскольку не предприняли никаких попыток уклониться от атаки австралийцев. В результате Холлу удалось без труда сбить один из «Зеро». Последнюю победу Холл одержал 6-го июля во время очередного японского налёта на Фентон. Холл и его ведомый вновь атаковали истребители эскорта сверху и сзади, но Холл был вынужден прервать бой после одной победы, потому что двигатель его «Спитфайра» перегрелся. Когда закончился его очередной оперативный цикл, Эдвард Холл был переведён на службу во 2-й учебно-тренировочный центр в качестве инструктора, но лётчик чувствовал, что его способности были достойны лучшего применения. Надломленный морально, и физически усталый, он подал в отставку 3-го ноября 1944 года, после чего вернулся к прежним занятиям скотоводством в имении Овердэйл.


На фотографиях двое пилотов звена «А» 152-й эскадрильи Королевских Австралийских ВВС. Авиабаза Страусс, Порт-Дарвин 1943 год. Вверху флайт-сержант Колин Дункан . Имя лётчика на нижнем фото неизвестно.