О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/тихий океан/статьи/саадаке акамацу

Неизвестные страницы второй мировой войны


СААДАКЕ АКАМАЦУ

«Бешено темпераментная, эксцентричная и очень сильная личность» - так охарактеризовал Сабуро Сакаи лётчика – истребителя Саадаке Акамацу. Темеи, (это прозвище Акамацу предпочитал своему настоящему имени Саадаке) был наиболее одиозным пилотом – истребителем Императорского флота, скандальные выходки которого стали легендой.

Сын метеоролога, родившийся в Префектуре Коти в июле 1910 года, Aкамацу поступил на службу в Императорский флот в июне 1928-го, и после двух лет обучения в начальной школе лётчиков флота окончательно закончил своё военное образование в 1932 году.

Высокое качество довоенного обучения заслуженно прививало каждому пилоту чрезвычайную уверенность в себе, и отточенную мертвую хватку воздушного бойца - черты, которые помогли Акамацу пережить войну. После завершения своего обучения, Акамацу (его фамилия означает «красная сосна»), служил в составе различных авиагрупп, на авианосцах «Акаги» «Рюдзё» и «Кага».

В 1937 году разразилась Китайская Война. Боевое крещение Акамацу состоялось в составе 13-й авиагруппы. Бесшабашный молодой пилот, которого товарищи по авиагруппе окрестили Мацу-чан (сосёнка) был хорош с самого начала. 25-го февраля 1938 года во время первого налёта японской авиации на Нань Чан, Акамацу заявил о четырёх сбитых самолётах противника. В сентябре того же года он был переведён в истребительную авиагруппу авианосца «Сорю». Беспощадный характер воздушной войны в Китае помогли Акамацу обрести и в совершенстве отточить свой индивидуальный агрессивный стиль воздушного бойца, готового неизменно атаковать любого противника, несмотря на его численное превосходство.

После завершения своего оперативного цикла в Китае, Акамацу героем возвратился в Японию. «Я сбил более 200 вражеских самолётов, включая подтверждённые, возможно сбитые и уничтоженные на земле» - вспоминал Акамацу после войны - «В годы, предшествующие Второй Мировой, истребители не развивали больших скоростей, Здесь всё зависело от индивидуальных способностей лётчика. Это была эра «собачьих свалок» - индивидуальных схваток один на один, борьбы упорной и беспощадной, и мы не сражались в составе больших авиационных соединений»

Самопровозглашённый «Король Ассов» быстро приобрёл сомнительную репутацию недисциплинированного бунтаря и бабника, и ни для кого не оставался тайной его алкоголизм. Тяжёлое пьянство и темпераментный характер, часто приводили к дракам, закономерно заканчивающимся арестом и гауптвахтой.

Несмотря на то, что с Акамацу за все его прегрешения спороли нашивки, и он был понижен в звании, подчинённые безоговорочно признавали его старшинство и уважали его за боевые качества.

Когда Япония 8-го декабря (7-го декабря по Европейскому стилю) вступила во Вторую мировую войну, мичман (уоррент-офицер) Акамацу в составе 3-й авиагруппы участвовал в авианалёте на американские авиабазы Иба и Кларк-Филд на Филиппинах, где в ожесточённом воздушном бою с двадцатью Р40-ми сбил ещё один самолёт противника. Два дня спустя над Манилой он вместе с двумя другими пилотами одержал групповую победу.

С Филиппин 3-я авиагруппа была переброшена в Голландскую вест-Индию. Там, по воспоминаниям Акамацу, он уничтожил над Сурубаей (Ява) два самолёта Кертисс «Ньюпор» и вместе с двумя другими пилотами уничтожил летающую лодку (возможно голландский « Дорнье».).


Над Бали ещё два Р40 пали жертвой его огня, а во время действий 3-й авиагруппы с аэродрома Купанг против порта Дарвин (Австралия) Акамацу прибавил к своему списку побед единственный Спитфайр (возможно, что жертвой Акамацу стал командир 452-й эскадрильи RAAF Сквадрон-Лидер А.Торольд-Смит).

Только в мае 1942 года ветеран возвратился в Японию.

В июле 1943 года младший лейтенант (энсин) Акамацу был назначен в 331-ю авиагруппу, в составе которой 5-го декабря 1943 года заявил четыре сбитых самолёта противника во время авианалёта на Калькутту. В следующем месяце Акамацу вновь вернулся в Японию, где получил назначение в 302-ю истребительную авиагруппу, дислоцированную на авиабазе Ацуги.

Здесь он вступил в должность старшего офицера в эскадрилье перехватчиков, на вооружение которой стояли самолёты J2M3 «Райден» (Джек). Новое назначение требовало от Акамацу полной отдачи служебным обязанностям и на привычные развлечения у него просто не оставалось времени, хотя пить он продолжал по-прежнему. Обучая молодых пилотов, Акамацу учил их уважать своего противника. –«Они прекрасно умеют атаковать и уходить» - говорил он своим подчинённым – «у американских пилотов прекрасное радио, и они в совершенстве владеют тактикой группового боя».

16-го февраля 1945 года самолёты с американских авианосцев впервые совершили налёт на Токио. Получив предупреждение о приближении вражеских самолётов, Акамацу вскочил в кабину «Зеро», молниеносно поднялся в воздух и атаковал ближайшее соединение «Хэллкэтов», невзирая на многократное численное превосходство врага, как привык делать всегда. Он сбил два «Хэлкэта» во время утреннего налёта и ещё два позже в течение дня. Вообще до конца войны он записал на свой счёт девять истребителей этого типа – четыре безусловно, и пять вероятно уничтоженных.


На этом А6М5 «Зеро» модель 52 Акамацу 16-го февраля 1945 года сбил четыре истребителя F6 «Хэллкэт», во время рейда американских авианосцев на Токио. Подтверждённые победы обозначены на фюзеляже цветком Императорской хризантемы, цветок сакуры символизирует повреждённые и вероятно сбитые самолёты противника.

В высшей степени Акамацу проявил себя как лётчик-истребитель когда стал постоянно летать на своём «Райдене». В этот период он стал воистину живой легендой авиации Императорского флота. Изначально J2M задумывался как истребитель-перехватчик и предназначался исключительно для борьбы со «Суперфортрессами» генерала Арнольда, которые регулярно появлялись в небе Метрополии. Лётчики-истребители авиации флота воспитанные в традициях классического воздушного боя, открыто презирали новый самолёт, и постоянно поносили его низкую маневренность, непривычно высокую посадочную скорость и крупногабаритный высотный двигатель, закрывающий обзор. Никто из них не верил, что «Райден» хоть на что-то способен в маневренном бою с «Мустангом» или «Хэллкэтом». Тем более, что частенько свои же пилоты принимали «Райднен» за вражеский Р47 «Тандерболт» из-за его характерного силуэта, что создавало дополнительную опасность быть атакованным своими, а сложности в управлении приводили к многочисленным несчастным случаям с молодыми пилотами. Акамацу абсолютно не боялся вражеских самолётов, но всегда утверждал что, несмотря на то, что японские лётчики превосходят всех в мастерстве воздушного боя, американцы на массовом уровне стреляют гораздо лучше. Своим удивительным мастерством пилотажа и отчаянной храбростью Акамацу не раз доказывал, на что способен «Райден» в умелых руках.


J2M3 «Райден» 21, 302 истребительная авиагруппа, авибаза Ацуги. На этом самолёте Акамацу летал с марта 1944 по май 1945 года

19-го апреля 1945 года, 34-х летний «Райден-Мастер», схлестнулся с «Мустангами» из 45-й истребительной эскадрильи в очередном воздушном бою. Затянув противника в схватку на малых высотах, Акамацу свалил в океан два «Мустанга» и заявил ещё один как вероятно сбитый. 29-го мая над Йокогамой, на этот раз на «Зеро», Акамацу в одиночку атаковал 75 «Мастангов» и сбил самолёт 2-го лейтенанта Руфуса Мура, из всё той же 45-й истребительной эскадрильи. Капитан Тодд Мур, участвовавший в том же бою, засвидетельствовал факт атаки и победы Акамацу, заявив, что если бы тот был американцем, то бесспорно был бы награждён «Почетным Орденом Конгресса» за свой героизм.

Когда 15-го августа 1945 года Император объявил о капитуляции Японии, Акамацу примкнул к кучке ветеранов служивших в Ацуги и поклявшихся сражаться до конца. Но самолёты авиагруппы были настолько изношены, что уже не могли подниматься в воздух, и мятеж сам собой затих.

Акамацу закончил свою карьеру военного лётчика, налетав более 8000 часов. Частенько, будучи в изрядном подпитии, он хвастался перед собутыльниками тремястами шестьюдесятью воздушными победами, правда, по мере отрезвления, боевой счёт становился более скромным и уменьшался до двухсот шестидесяти. Рассказам Акамацу почти никто не верил. Как бы то ни было, согласно доступным официальным отчетам, и свидетельствам сослуживцев, Акамацу уничтожил более 30 самолётов противника, и хотя его истребитель неоднократно бывал повреждён вражеским огнём ,Акамацу ни разу не был ранен.


На этой, одной из немногих сохранившихся фотографий, Саадаке Акамацу демонстрирует молодым пилотам свои приёмы воздушного боя на истребителе «Райден»

В дополнение к девяти «Хэллкэтам», в длинном перечне побед Акамацу числится несколько «Мустангов», один В24 «Либерейтор», и семь «Суперфортрессов», из которых один был уничтожен, а шесть числились повреждёнными и вероятно сбитыми. Было абсолютно естественным, что лётчик с таким послужным списком, в сочетании со скандальной репутацией, и к тому же один из немногих переживших войну, стал живой легендой авиации Императорского военно-морского флота.

Большинство рассказов о нём были, однако, весьма одиозными. Aкамацу, как говорили, часто пилотировал самолёт будучи мертвецки пьяным, другая распространённая легенда о нём гласит, что во время американских налётов его неоднократно привозили к самолёту прямиком из ближайшего борделя, и что Акамацу поднимался на перехват «Двадцать девятых» одетый в кимоно и с деревянными гэта на ногах. Но Сабуро Сакаи, хорошо знавший Акамацу лично, категорически заявляет, что всё это полная чушь, и не стоит верить досужим вымыслам дешёвых писак.

Послевоенные годы оказались тяжёлым испытанием для бывшего лётчика-истребителя, к тому же страдавшего алкоголизмом. Его старые товарищи в складчину купили и подарили ему маленький «Пайпер «Кэб» на котором Акамацу летал, отыскивая с воздуха косяки рыбы в интересах рыболовной ассоциации города Коти, пока, в конечном счете, не пропил самолёт Здоровье его было полностью разрушено алкоголем, а старые боевые товарищи в конце-концов отвернулись от него, не в силах больше выносить бесконечные запои. В последние годы Акамацу содержал маленькое кафе в своём родном городе Коти, пока 22-го февраля 1980 года не умер от пневмонии полностью сломленным и опустившимся человеком.